|
|
| | | | |
|
|
Как учить английские слова, или «Больше не лезет». |
|
|
|
|
| | |
|
|
О том, зачем учить английские слова и сколько слов нужно знать, написано в других статьях. Другой вопрос – как их учить? Это самый главный вопрос, и ему, как ни странно, подчас уделяют меньше всего времени. Зайдите в любой книжный магазин и убедитесь сами: среди сотен, если не тысяч, разнообразных учебников, пособий и справочников вы едва ли найдете что-нибудь, что поможет вам в увеличении вашего словарного запаса.
Если вы загляните на урок английского языка в любую российскую школу или вуз, откроете одобренный Минобрнауки РФ учебник или поурочное планирование по английскому языку, то вы увидите, что к каждому уроку или теме прикреплен список ключевых слов, надлежащих к изучению. Как правило, эти слова встречаются только в этом уроке и в последующих уроках не повторяются. Иногда в конце учебника можно найти небольшой словарик из всех ключевых слов. Все. Больше к учебнику ничего не прилагается: ни красивых иллюстрированных карточек со словами, ни специальных компьютерных программ для запоминания, ни дополнительных текстов-рассказов со всеми изученными за год словами. Учите, как хотите. Так учитель и говорит: «Ваше домашнее задание – выучить эти десять слов». И его не волнует, что через месяц все дружно забудут эти слова, ведь они важны только для этого урока. Главное ведь – хорошие оценки.
Взрослому человеку еще тяжелее. Ему важны не оценки, а результат. И кратковременная память тут не поможет. Когда нет теста или экзамена, то не к чему наспех подготовиться, а затем все забыть. А учить и не забывать многие из нас еще так и не научились, вернее нас не научили. Хотя ученые методисты и психологи уже давно работают над этой интересной темой, и им есть что сказать.
Итак, методы и трюки запоминания слов. Плюсы и минусы.
1. Имплицитный (Ой, я случайно выучил это слово.)
Сегодня очень популярен коммуникативный подход обучения. Он поощряет не учить слова целенаправленно, а пытаться запомнить их в процессе общения, чтения, просмотра фильмов и т.д. Идея отнюдь не бессмысленная, так как мы все существа коммуникативные, а язык – это средство коммуникации. Коммуникативный подход поощряет воссоздание обстановки погружения в языковую среду, как если бы мы снова были детьми и учили наш первый язык. Однако все не так просто в стране, где нас всюду окружает русский, а не английский. Для запоминания новых слов этот подход не всегда годится. Так, чтобы выучить 100 новых слов исходя из контекста, нам надо внимательно прочесть текст на английском, равный объему «Войны и Мир» Льва Толстого, то есть примерно 200 000 слов1. Если вы читаете по 400-500 страниц английского текста в неделю, много общаетесь с носителями языка, возможно, это для вас. Читайте подробнее в статье «Зачем учить слова?»
Естественность. Общаться на языке, читать книги в оригинале – всегда интереснее, чем что-то учить.
Не подходит для начинающих. В тексте, где половина слов вам не знакомы вы вряд ли что-то угадаете из контекста. Этот метод хорош для людей с приличным словарным запасом, хорошими знаниями грамматики и фонетики. Но при определенных стараниях этот минус можно нивелировать.
2. Листочки со словами (записываем слова в тетрадочку).
Чаще всего мы учим слова именно так. Записывать слова в тетрадь удобно и быстро. Мы берем тетрадный лист и делим его на две колонки. Слева пишем английское слово и транскрипцию, справа – перевод и пример предложения с прочерком вместо самого слова. Многие ограничиваются только английским словом и русским эквивалентом. Затем мы складываем лист пополам, заучиваем слова, время от времени подглядывая в другую колонку для проверки. Так можно проверить как перевод с английского на русский, так и обратный. Когда мы встречаем новые слова, мы просто дописываем их в тетрадь. Можно пометить (например, красными точками) слова, которые вызывают наибольшие затруднения. При условии регулярных повторений этот метод вполне эффективен, но он имеет несколько недостатков.
Простота в использовании. Если вам быстро нужно запомнить некоторое количество слов, достаточно листа бумаги, ручки и пяти минут, чтобы записать слова и переводы к ним.
Активный процесс запоминания. Даже наша кратковременная память запоминает информацию примерно с десятой попытки. То есть, нужно девять раз слово забыть, десять – вспомнить, только тогда оно согласиться задержаться в нашей памяти на день-другой. С помощью списков мы можем съимитировать этот процесс за короткий промежуток времени.
Личный словарик. Так как мы записываем новые слова в тетрадь, а не на, скажем, салфетку, то у нас остается список слов, которые мы выучили, но можем забыть. По этой тетради теперь мы можем освежить свою память.
Нежеланная помощь. Благодаря тому, что наш мозг более хитрый, чем трудолюбивый, используя листы со словами, мы во многом запоминаем места, а не слова. Так, самые верхние и нижние слова на странице запомнятся быстрее, чем слова из середины списка. Затем мы без труда вспоминаем слова, глядя в список, но с большим трудом – без него.
Забыли сложить пополам. Когда мы просто читаем слова с переводами, а не пытаемся вспомнить слово только по одному из этих значений, мы запоминаем слова гораздо хуже.
А список то фиксированный. Самый главный недостаток этого метода. Представьте, что из списка в 20 слов, вы хорошо выучили 10 слов, средне – 6, плохо запомнились 4 слова. Естественное желание – это разделить список на три части. Первые 10 слов убрать в долгий ящик к другим словам, которые вы хорошо знаете, 6 слов – в ящик поближе, последние 4 слова лучше подучить еще, может быть, вместе с будущими новыми словами. Хочется разрезать этот лист на части. Так мы получаем флеш-карточки.
3. Флеш карты (USB-несовместимы).
То же самое, что и списки, только слова записываются на индивидуальные карточки. Такие продаются в магазинах, их можно сделать и самому, заказав пустые визитные карточки в полиграфии. Работать с карточками можно по-разному, и они крайне удобны и эффективны для небольшого количества слов (до 1000). Карточки предоставляют много места, поэтому на них можно делать пометки, рисовать картинки, записывать синонимы и интересные словосочетания и т.д. Карточки можно разбивать на колоды разной изученности. Карточки прекрасно работают для запоминания любого вида информации, а не только слов. Их широко используют за рубежом с 19 века. Еще лучше карточки работают для повторения уже изученной информации. Зачем повторять? Обратите внимание на следующий график – это кривая забывания, представленная Германом Эббингаузом в 1885 году2.
Как вы видите, новоизученную информацию мы забываем в течение недели. Но, если через несколько дней мы повторим, что изучили, то скорость забывания снизиться. И так происходит каждый раз, как мы достаем из нашей памяти слегка забытую информацию.
Колоды. Карточки идеальны для создания колод. Зачем нужны колоды? Для того чтобы не повторять все слова каждый раз. Представьте, что у вас есть две колоды: в одну вы кладете новые слова и те, которые плохо знаете, в другую те, которые знаете хорошо. Каждый день вы работаете с первой колодой, а каждое воскресенье – со второй. Если вы не ошибаетесь со словом из первой колоды два дня подряд, вы переносите его во вторую колоду. Если вы ошибаетесь со словом из второй колоды, вы переносите его в первую. Таким образом, вам не нужно повторять все слова каждый раз, что экономит много времени. Колод не обязательно должно быть две. Их может быть любое количество.
Карты можно тасовать. Не привязанные к определенному месту или позиции слова легче и лучше запоминаются.
Трудность в изготовлении. Если вы делаете карточки сами, то вы знаете, насколько это долгий процесс. На 100 хорошо сделанных карт может уйти весь день, а то и больше. К тому же, ровно нарезать картонную бумагу может только полиграфия, а это стоит денег.
Трудность в методике. Чтобы разбивать карточки на колоды, думать, планировать, придерживаться графика. А это непросто. Непросто – это минус.
Они заполонили! 500 картонных карточек выглядят, как небольшой холмик, 1000 – это настоящая гора. Мешать и раскладывать по колодам такую конструкцию достаточно сложно. Карточки хороши, когда их немного.
Орфография. Карточки, впрочем, как и тетрадь со словами, не помогают запомнить правильное написание слова.
4. CALL (компьютеры спешат на помощь).
Существует множество разных компьютерных программ, которые помогают учить английский язык. Меньше тех, которые нацелены на лексику. В основном это системы электронных флеш-карт. К их числу относится и данный сайт. По большей части электронные флеш-карты ничем не отличаются от обычных, только пользователю не нужно самому возиться с колодами, так как все слова имеют уровни изученности, контролируемые программой. Конечно же, все программы немного отличаются друг от друга. Но у всех есть одно достоинство, они не торопят запоминать и повторять все слова за один присест. Учите потихоньку, повторяйте потихоньку, и вы добьетесь куда как большего результата.
Этот классический эксперимент 1979 года3 показывает, что перерывы между сессиями могут снизить немедленный результат, но через 30 дней в памяти останется больше чем, если учить все за один раз.
Итак, плюсы и минусы электронных флеш-карт.
Одна колода. В одной колоде можно хранить 1000 и более карт, и это не будет неудобно.
Озвучение слова. Что не представляется возможным при использовании карточек, списков.
Орфография. Некоторые программы (включая 7) проверяют орфографию. Это займет чуть больше времени, зато слово запомниться лучше.
Готовые карточки. Некоторые программы (включая 7) предлагают как готовые колоды, так и отдельные слова. Это большая экономия времени.
Эргономика. Компьютер никогда не будет так эргономичен и приятен в использовании, как колода карт в руке. Хотя, учитывая прогресс в виде сенсорных телефонов и планшетов, этот минус за последнее время несколько ослаб.
Другие минусы зависят от конкретной программы.
5. Мнемоника (когда ничто не помогает).
Когда слова решительно не хотят запоминаться, мы пытаемся заманить их хитростью. Мнемоника – именно такой метод. С помощью идентично звучащего слова на родном языке мы создаем ключ, и уже его запоминаем. Вот, что предлагает Самвел Гарибян в своем «Чудо словаре» к слову obstacle (препятствие): «(Обстекл-ённые) балконы препятствие для воров». Сразу можно представить, как вор пытается пробраться на балкон, но ему мешают окна. Помогает ли? И да, и нет.
Группа американских ученых провела эксперимент4, который показал, что метод мнемонических ассоциаций имеет явные преимущества при запоминании слов на короткий промежуток времени (метод оказался эффективным при запоминании существительных), но уступает простому заучиванию в долгосрочной перспективе, в особенности, когда дело касается абстрактных прилагательных, наречий и глаголов.
Включает ассоциативное мышление. Метод хорош в качестве дополнительной помощи, когда ничто не помогает запомнить особенно вредные слова.
Времязатратность. Если у вас нет готовых ассоциаций, их нужно придумать. А это не всегда просто.
Слабое звено. Чтобы вспомнить перевод, нужно сначала вспомнить ключевое слово, потом предложение с ключевым словом, затем в этом предложении найти другое слово, которое, вероятно, и будет нашим переводом. Когда вы пишите тест, и у вас полно времени, может быть, это нормально. Но в разговоре или при просмотре фильма вспоминать ассоциации будет просто некогда.
Не на всю жизнь. Говорят, что используя данный метод, можно запомнить слова раз и навсегда. Научные данные показывают разные результаты, но чаще не согласны с этим утверждением.
А какой метод используете вы? Оставляйте свои комментарии ниже.
© Михаил Фадеев
_____________
1Laufer, B. (2003) Vocabulary acquisition in a second language: do learners really acquire most
vocabulary by reading? some empirical evidence. Canadian Modern Language Review, 59(4):
567–587.
2Memory: A Contribution to Experimental Psychology - Ebbinghaus (1885/1913)
3Bahrick H. P.(1979). Maintenance of knowledge: Questions about memory we forgot to ask. Journal of Experimental Psychology: General, 108, 296–308.
4Wang A. Y., Thomas M. H., Ouellette J. A. (1992). Keyword mnemonic and retention of second-language vocabulary words. Journal of Educational Psychology, 84, 520–528.
|
|
|
|
|
|
|
| | | | |
|
|
|